Споры, связанные со службой в вооруженных силах

Юридические вопросы, связанные со службой в вооруженных силах разнообразны: обеспечение военнослужащих жильем, прохождение военной службы по контракту, социальные права и льготы, пенсионное обеспечение, призыв на военную службу, заключение, исполнение, расторжение контракта. В соответствии с этим можно выделить несколько категорий споров.

  1. Обжалование решения призывной комиссии
  2. Обжалование привлечения к ответственности в области воинского учета
  3. Прохождение военной службы и жилищные права военнослужащего
  4. Пенсионное обеспечение военнослужащего

Обжалование решения призывной комиссии

Решения призывной комиссии. По результатам медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора призывная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • о призыве на военную службу;
  • о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • об освобождении от призыва на военную службу;
  • о зачислении в запас;
  • об освобождении от исполнения воинской обязанности.
  • о направлении граждан для прохождения вступительных испытаний в учебное заведение или об отказе в таком направлении.

Заключение призывной комиссии. О признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований призывная комиссия выносит заключение. При этом вместо военного билета выдается справка о непрохождении военной службы.

Выдача решения, заключения. Решение или заключение объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. По письменному заявлению военный комиссариат в течение пяти рабочих дней выдает либо направляет по почте выписку из протокола заседания призывной комиссии. Если призывная комиссия не предоставляет выписку из протокола то обжалование решения или заключения может осуществляться на основании других документов, по ходатайству решение истребует суд.

Срок обжалования. Решение или заключение призывной комиссии может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

Срок рассмотрения жалобы на решение. Жалоба на решение призывной комиссии рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.

Срок рассмотрения жалобы на заключение. Жалоба на заключение призывной комиссии рассматривается в течение одного месяца со дня поступления в призывную комиссию субъекта Российской Федерации.

Приостановление решения призывной комиссии. В случае обжалования выполнение решения, заключения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. На решение призывной комиссии субъекта также может быть подана жалоба в суд. Исполнение решения приостанавливается до вступления в силу решения суда.

Разрешая спор об обжаловании решения или заключения призывной комиссии суд устанавливает различные обстоятельства в зависимости от существа спора.

  • Наличие оснований для освобождения от призыва на военную службу;
  • Наличие оснований для отсрочки от призыва на военную службу;
  • Наличие оснований для направления на альтернативную гражданскую службу;
  • Направление повесток о вызове в военный комиссариат;
  • Уважительность причин неявки по повесткам и другие;

Правовые основания:

  • Статьи 22-31 ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
  • Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»
  • Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
  • Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации»

Обжалование привлечения к ответственности в области воинского учета

Статья 25.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за неисполнение обязанностей по воинскому учету: неявку по повестке военного комиссариата или иного уполномоченного органа в указанные время и место без уважительной причины; неявку в военный комиссариат при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию; несообщение в установленный срок в военный комиссариат или уполномоченный орган об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Статья 21.6 КОАП устанавливает ответственность за уклонение от медицинского освидетельствования, от обследования по направлению комиссии по постановке на воинский учет или от обследования по направлению призывной комиссии. Установлен штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Статья 21.7. КоАП устанавливает ответственность за порчу, уничтожение, утрату удостоверения, военного билета, справки взамен военного билета и персональной электронной карты. Установлен штраф в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

Рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 21.5-21.7 КОАП военные комиссариаты. Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в суд.

Разрешая спор об отмене решения о привлечении к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету суд исследует следующие обстоятельства.

  • малозначительность правонарушения
  • наличие или отсутствие события, состава вменяемого правонарушения
  • доказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление
  • наличие обязанностей по воинскому учету, нарушение которых вменяется нарушителю
  • истечение срока давности привлечения к административной ответственности
  • уважительность причин неявки, не сообщения, уклонения от обследования или утраты документов
  • соответствие постановления о привлечении к ответственности протоколу

Жилищные права военнослужащего

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет кроме случаев досрочного увольнения.

Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Военнослужащие уволенные с военной службы не достигшие предельного возраста могут ставить вопрос о восстановлении на службе. Уволенные с военной службы без предоставления жилья или жилищной субсидии в судебном порядке вправе ставить вопрос о устранении нарушенных прав.

Рассматривая дело суд устанавливает следующие обстоятельства:

  • наличие оснований для предоставления жилья или жилищной субсидии военнослужащему
  • законность увольнения без предоставления жилья
  • законность и основания увольнения военнослужащего до приобретения права на пенсию

Правовые основания:

  • ФЗ от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
  • Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О статусе военнослужащих.
  • Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)

Пенсионное обеспечение военнослужащих

Требования о назначении или перерасчете пенсии за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

  • военнослужащие имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более могут рассчитывать на 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба имеют право на 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия; а за каждый год стажа свыше 25 лет — 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Также закон о пенсионном обеспечении предусматривает минимальные размеры пенсии за выслугу лет, увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам, а также надбавки к пенсии при наличии предусмотренных ст. 17 указанного закона обстоятельств.

При несогласии с расчетом пенсии за выслугу лет получающий пенсию может обратиться в суд с требованием обязать произвести перерасчет пенсии. Также при не согласии с отказом в назначении пенсии за выслугу лет уволенные с военной службы вправе обратиться в суд с требованием обязать назначить пенсию.

Например, такая ситуация возможна если уполномоченный орган исключил из выслуги лет период военной службы, службы в органах внутренних дел, период обучения или иной период и это привело или может привести к необоснованному занижению размера или невыплате пенсии за выслугу лет .

Истец обращается в суд с административном исковым заявлением с приложением документов, подтверждающих не включенный в выслугу лет период.

Разрешая спор суд устанавливает следующие обстоятельства

  • наличие документально подтвержденного периода не включенного в выслугу лет
  • наличие документально подтвержденного периода из перечня мест службы. который должен включаться в выслугу лет
  • наличие подтвержденного периода службы из списка, который должен включаться в выслугу лет в календарном или льготном исчислении
  • наличие оснований для увеличения пенсии по выслуге лет
  • наличие оснований для назначения надбавки к пенсии по выслуге лет
  • исследование фактов имеющих значение для определения размера пенсии: группа инвалидности, возраст пенсионера, наличие места работы, наличие на иждивении других лиц

Правовые основания:

  • Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу…»

Требования о назначении или перерасчете пенсии по инвалидности

На пенсию по инвалидности вправе претендовать

  • инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, во время их пребывания в плену, во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
  • инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы, либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы.

Закон предусматривает минимальные размеры а в некоторых случаях и надбавки к пенсии.

Пенсия по инвалидности назначается на период инвалидности а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет — пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.

Военнослужащему может быть отказано в назначении пенсии по инвалидности или пенсия может быть назначена в меньшем размере. В подобных ситуациях военнослужащий вправе обратиться в суд.

Рассматривая дело суд исследует обстоятельства

  • заключение военно-врачебной комиссии о наличии или отсутствии связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы
  • исследование фактов имеющих значение для определения размера пенсии: отнесении к категории инвалидов, группа инвалидности, возраст пенсионера, наличие места работы, наличие на иждивении других лиц.
  • наличие оснований для назначения пенсии по инвалидности, права на надбавки

Правовые основания:

  • Ст. ст. 19-27 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Требования о назначении или перерасчете пенсии по потере кормильца

Пенсия по случаю потери кормильца имеют право:

  • семьи военнослужащего если он умер во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц — если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
  • семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену
  • семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период нетрудоспособности, а членам семьи мужчинам — 60 лет, женщинам — 55 лет, — пожизненно.

Если уполномоченный орган отказывает в назначении пенсии или перерасчете пенсии лицо чье право нарушено может обратиться с заявлением в суд.

Рассматривая дело суд устанавливает следующие обстоятельства

  • наличие оснований для назначения пенсия по случаю потеря кормильца независимо от факта нахождения на иждивении
  • факт нахождения на иждивении члена семьи кормильца
  • основания для назначения пенсии на льготных условиях
  • основания для получения надбавки к пенсии по случаю потери кормильца
  • факт обучения членов семьи достигших 18 лет
  • наличие инвалидности у члена семьи и другие

Правовые основания:

  • Ст. ст. 28-42 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»